Патриотическое воспитание школьников с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната

Учитывая события, которые происходят в настоящее время на Украине, а также обострившуюся политическую обстановку вокруг России, стоит обратить особое внимание на патриотическую составляющую воспитания школьников.

На сегодняшний день воспитание гражданственности и патриотизма должно стать, пожалуй, наиболее значимым и приоритетным направлением в школе. Ведь именно в эти дни взгляды всего цивилизованного мира прикованы к военным действиям на Украине, где каждый день под обстрелами гибнет мирное население. Мы являемся свидетелями того, как переписывается история, как возрождается нацизм и фашизм. Происходящие в мире военно-политические процессы, несомненно, носят деструктивный и негативный характер для государственной безопасности России и требуют своевременного реагирования различных общественных институтов.

Сегодня тема военной спецоперации Российской Федерации на территории Украины не сходит с первых полос всех мировых СМИ. К сожалению, Россия на страницах ведущих западных газет и журналов предстаёт мировым агрессором, враждебной и опасной страной. По западному телевидению идёт откровенная неонацистская, антироссийская пропаганда, направленная на разрушение основных ценностей народов России, комплексное очернение истории и культуры страны. Волна русофобных настроений в Европе, спровоцированная агрессивной риторикой западных политических деятелей и беспрецедентными санкционными мерами против России, привела к дискриминации прав и свобод русского народа, неприязненному враждебному отношению к России, русскому православию, русскому языку.

Вот почему патриотическое воспитание сегодня – задача особенно актуальная, как для общества в целом, так и для школы в частности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколения, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Но для того, чтобы говорить о патриотическом воспитании школьников, необходимо понимать, что же такое патриотизм.

Словарь военных терминов, например, трактует «патриотизм» как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов».

В толковом словаре В.И.Даля «патриотизм – это любовь к Отчизне».

По словарю Т.В.Ефремовой «патриотизм – любовь к своему Отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

А.И.Попова считает, что при реализации патриотического воспитания школьников необходимо использовать методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств. Важно формировать у воспитанников собственную позицию, где они могли бы оценивать явления окружающей жизни, действия, поступки, имеющие патриотическую ориентацию.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но, по словам Л.С. Выготского, «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития ребенка c нарушением интеллекта не могут не учитываться при реализации воспитательных задач в школе-интернате, так как уровень решения этих задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным и доступным, чем в массовой школе. Такие духовные ценности, как чувство долга, совесть ответственность и сострадание, формируются у детей с нарушением интеллекта с большим трудом и к тому же с опозданием. Для того чтобы сформировать эти высшие чувства у ребёнка с умственной отсталостью, необходима определённая система патриотического воспитания, успешность и результативность которой во многом будет зависеть от профессиональной компетентности педагога в области гражданско-патриотического воспитания, а так же его внутреннего самосознания. Педагогу необходимо помнить: «Невозможно быть учителем и воспитателем не раскрывая перед воспитанниками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль педагога воспитательного процесса уникальна». Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействие на нас осталось с нами навсегда.

Для того чтобы гражданско-патриотическое воспитание школьников стало той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле, необходимо использовать и урочную и внеурочную деятельность.
Особое внимание патриотическому воспитанию обучающихся с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната уделяется на внеклассных мероприятиях, экскурсиях по местам боевой славы, на уроках чтения, истории Отечества, музыки, рисования. Урочные и внеурочные занятия, направленные на формирование роста ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию, позволяют обучающимся с нарушением интеллекта получить первоначальные представления о Конституции России, познакомиться с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, узнать о важнейших событиях в истории нашей страны, о жизни людей, явивших примеры мужества и героизма, ознакомиться с обязанностями граждан РФ, традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

С целью формирования основ национального самосознания, привития обучающимся любви к своей Родине, приобщения их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу, в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Ленинградской области «Киришская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» ежегодно планируются и проводятся следующие воспитательные мероприятия:

  • тематические классные часы и внеурочные занятия, посвящённые малой Родине, проводимые классными руководителями и воспитателями;
  • экскурсии в краеведческий музей города Кириши;
  • выставки рисунков и поделок «Война глазами подростка»;
  • встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и узниками концлагерей;
  • организация и проведение праздничных мероприятий и концертов: «День Победы», конкурс чтецов «Стихи, рождённые войной», «День народного единства», «День защитника Отечества», «18 января — День прорыва Блокады Ленинграда»;
  • участие в социальных акциях: «Мой защитник Отечества», «Маленький герой», «Письмо солдату», возложение цветов к воинским мемориалам (монументам павших героев, памятникам защитников Отечества), участие в параде, посвященному Дню Победы;
  • просмотр видеороликов и художественных фильмов о Великой Отечественной войне с их последующим обсуждением.

Нельзя исключать и роль книги в формировании патриотических чувств у школьников. Ведь именно книга является хранителем духовных богатств человека. Именно она через образное слово, через художественное произведение способна воздействовать не только на сознание, но и на поступки ребёнка, научить его любить близких, беречь Родину, верить в себя, в собственные силы.

С этой целью педагоги ГБОУ ЛО «Киришская школа-интернат» работают в тесном сотрудничестве не только со школьной, но и городской библиотекой, ежедневно приобщая школьников к внеклассному чтению и побуждая их к самосознанию.

Через беседы, дискуссии, воспитывающие ситуации учителя и воспитатели Киришской школы-интерната не только формируют рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта, но и предоставляют им возможность получить социальный опыт, определяющий в дальнейшем действия и поступки детей. Ведь социальный опыт умственно отсталого ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его деятельность.

Таким образом, патриотическое воспитание гражданина своей страны — одна из трудных, но приоритетных и важных задач современной школы. Администрации, педагогам и воспитателям образовательного учреждения необходимо создавать в школе все условия для того, чтобы дети росли духовно богатыми и нравственными людьми, являющими своими действиями и поступками чувство патриотизма и желание быть полезными на благо общества.

Прокрутить вверх