Поташева О.Л. директор ГБОУ ЛО «Киришская школа-интернат», Захарова О.Ю. учитель русского языка и чтения ГБОУ ЛО «Киришская школа-интернат»
На основании Федерального закона 273-ФЗ от 29. 12.2012 г., на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети вне зависимости от ограничений возможности их здоровья. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, при которой независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей предоставляется возможность обучаться в общеобразовательном учреждении. Задачей инклюзивного образования, является создание необходимых условий для успешной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Под интеграцией имеется в виду не только сам факт включения такого ребёнка в массовую образовательную среду, но и создание всех необходимых условий для его успешного обучения, социализации, корректировки нарушений.
В настоящий момент времени, образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных тем, находящейся в центре внимания отечественного педагогического сообщества. Этот интерес обоснован тем, что, несмотря на решение о внедрении инклюзивного образования в 2016 году, остается множество нерешенных вопросов, которые связаны, в основном, именно с практикой внедрения инклюзии в школу.
Существует два взгляда на инклюзивное образование, две основные концепции – сегрегационная и интеграционная. Сегрегационная концепция выступает за раздельное обучение лиц с ОВЗ и «нормальных» детей, основывая свою аргументацию на том, что при иных вариантах страдает качество обучения. Интеграционная концепция выступает с прямо противоположных позиций, основываясь, прежде всего, на возможность равного доступа к образованию всех граждан, несмотря на их особенности и отличия.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты организации обучения детей с ОВЗ. Думаем, будет неверно, если мы в противовес доминирующей почти весь 20-й век сегрегационной модели, противопоставим интеграционную. Необходимо избежать крайностей в выборе концепций и постараться найти оптимальный вариант, исходя из особенностей ребёнка (интеллектуальных, физических, личностных).
Наше образовательное Учреждение реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности. Наличие опыта работы с данной категорией обучающихся, а также опыта работы в качестве специалиста ПМПК позволяет сформировать свой взгляд на инклюзию.
Категории детей ОВЗ достаточно разнородны. При этом дети с сохранным интеллектом при условии создания для них специальных условий вполне способны усваивать программу вместе с остальными сверстниками. А дети, имеющие задержку, психического развития, а также дети с различными формами умственной отсталости (нарушения интеллекта), будут иметь более высокие результаты, получая образование в специальных (коррекционных) образовательных классах, учреждениях. Эта тенденция хорошо прослеживается, если проанализировать и сравнить уровень знаний, умений, навыков обучающихся, которые пришли в нашу школу уже в первом классе с теми, кому заключение по МПК было выдано 2-4 года позже. Чем позже ребёнок, имеющий проблемы в интеллектуальном развитии, попадает в нашу школу, тем более выражены видимые личностные изменения, трудности в освоении программного материала. Наличие личностных изменений в первую очередь связано с тем, что в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе, ребёнок с умственной отсталостью не имеет возможности воспринимать учебный материал на одном уровне с одноклассниками, имеющими сохранный интеллект. Социализация обучающегося с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии затруднена отсутствием необходимой «ситуации успеха». При максимальных стараниях детей родителей результат, как правило, несоизмерим приложенными усилиями.
В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат предметные и личностные результаты. При этом в структуре планируемых результатов личностным результатом определено приоритетные место, потому как именно они способны обладанию комплексом социальных (жизненных) компетенций, столь важных для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими необходимым социальным и культурным опытом.
Результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей человека, значение внеурочная деятельности, гораздо выше, так как ребёнок выбирает её исходя из своих интересов, мотивов. Задача нашей школы состоит в том, чтобы предоставить детям возможность такого выбора в рамках программы мы социализации.
Программа социализации в школе предоставляет обучающимся возможность проявить свои природные склонности, способности с учётом, имеющихся возможностей. При выборе формы проведения занятий предпочтение отдается тем формам, которые, прежде всего, направлены на активизацию познавательной деятельности, творческой активности, социализацию, развитие пространственного воображения в ходе практической деятельности.
В процессе реализации программы мы используем различные методы работы.
Метод педагогической поддержки, который представляет собой процесс создания педагогом благоприятного эмоционального фона, для того чтобы обучающийся даже в ситуации затруднения не боялся действовать самостоятельно. Данный метод предполагает социализацию в процессе обучения, создание дополнительной возможности для самореализации.
Метод развивающих ошибок. Смысл данного метода заключается в контролируемых педагогом, специально спланированных ситуаций, в ходе которых обучающийся должен выбрать правильный порядок действий.
Метод проектов (прикладных, социальных, исследовательских, творческих) – это совокупность приемов, позволяющих обучающемуся самостоятельно при незначительной направляющей помощи решить поставленную задачу, получить и представить результат.
Метод индивидуальной работы предполагает непосредственную помощь ребёнку, через личное взаимодействие в процессе деятельности, учитывающую его индивидуальные особенности.
Метод коллективной работы представляет собой совместную работу (общение, взаимодействие) обучающихся в ходе решения поставленных педагогом задач, выполнения различных заданий, проектов.
Все это позволяет сформировать у обучающихся необходимые личностные и профессионально значимые качества, помогающие в дальнейшем получить выбранную профессию и стать успешными. Возможность проявить свои профессиональные качества дает движение «Абилимпикс», основанное в Японии в 1970-х годах, целью которого стало улучшение профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью. Руководящим органом движения выступила международная федерация «Абилимпикс».
«Абилимпикс» — это чемпионаты по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Россия присоединилась к международному движению Abilympics International в 2014 году. В настоящее время соревнования охватывают все категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями принимают участие в этих чемпионатах наравне с представителями других нозологических групп. «Абилимпикс» — эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации, трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе и обучающихся с умственной отсталостью.
Неважно будут обучаться лица с ОВЗ в специализированном учреждение или в условиях инклюзии, главная задача состоит в том, чтобы ребёнок, имеющий особые образовательные потребности получил образование, дающее ему возможность найти своё место в обществе и занять в нём достойное положение.
ЛИТЕРАТУРА
- Закон об образовании в Российской Федерации: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Горбунова С.Г. Инклюзивное образование: риски и задачи. // Молодой ученый. 2017. № 13.
- Лубовский В.И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями. // Специальное образование. 2016. № 4(44).